Центр Восточных практик Буши До ЦЕНТР ВОСТОЧНЫХ ПРАКТИК "БУШИ ДО"
Москва

Наши друзья

Федерация каратэ УР

FKUR

Измерительные приборы

Шутов и К.
Сотовый поликарбонат

Эниостиль

Рабочая обувь

Китайский пейзаж


INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!

"Уроки восточной мудрости"

Для тех, кто со знанием дела следует восточным системам оздоровления, это не дань моде, а та азбука здоровья, которая помогает миллионам людей оста­ваться уверенными, работоспособными и здоровыми. Такими желают видеть ро­дители своих детей, а учителя - учеников. А разве самим учителям незнакомо чувство усталости, когда жизненные силы, кажется, на исходе? И как, например, можно поддержать эти силы на уроке физической культуры без инвентаря и разделения интересов на девичьи и мальчишеские?

Тренируется тело - закаляется дух

Согласно заветам китайских учителей, смысл совершенствования человека состоит в увеличении запасов «жизненной энергии» организма (в Китае ее называли ци), ее очищении и достижении контроля над ней. Именно ци, считали древние китайцы, является источником подлинного здоровья и силы в человеке, а значит, тело и дух нельзя тренировать по отдельности.

Китайские мудрецы предостерегали от гипертрофированного развития мышц и интеллекта. И первым требованием было сохранить в целости свою жизненную энергию, не поддаться соблазнам специализации. Именно: воспитать в себе целомудрие. Уже в древнейшей книге по искусству рукопашного боя, «Каноне совершен­ствования мышц» (VII в.), написано: «Пусть ци будет оберегаемо внутри и рассеивается вовне, ибо когда ци собрано воедино, сила собирается сама собой, а когда ци имеется в достатке, сила сама собой достигается всюду...»

Настоящие мастера ушу в Китае и сегодня говорят о том, что для достижения подлинного мастерства нужно вовне тренировать мышцы, а внутри - единое ци. Например, способность наносить сильнейший удар неприметным «движением» тела объясняется именно умением управлять своим ци. Научиться жить всей «полнотой ощущений», «хранить цельность духа», тренировать разом все тело - это путь сохране­ния телесного здоровья.

Первая заповедь всех видов китайской оздо­ровительной гимнастики гласит: «Когда тело начинает двигаться, в нем нет ничего, что не находилось бы в движении». При этом тело и сознание не утверждают себя в обособлении друг от друга. Для достижения этой целостности существования требуется прежде всего быть расслабленным, что, конечно, означает не вялость и лень ума и тела. «Взращивание ци» выявля­ет естественную красоту телесной пластики. Поэтому являлось, помимо прочего, подлинной основой танцевального и актерского искусства в Китае.

Главную роль в циркуляции ци играло так называемое «Киноварное поле» (дань тянь), рас­положенное в нижней части живота, примерно на палец ниже пупка. Здесь собирается и накап­ливается жизненная энергия, отсюда она расте­кается по всему телу, причем ее циркуляция со­прягается с действием не мышц, а сухожилий.

Правила осанки и движений

Существовали общие для всех школ медита­ции и физической гимнастики правила осанки и движений, обеспечивающие беспрепятствен­ную циркуляцию ци в организме. Назовем важ­нейшие из них.

Спина должна быть прямой, центр активности в ней находится вверху, в области четвер­того позвонка. В животе, наоборот, центр активности должен находиться внизу (в области «Киноварного поля»).

Нужно всегда сохранять равновесие, что по­зволяет легко менять точку опоры. Плечи дол­жны быть расслаблены, чтобы энергия могла поступать в руки.

Грудь не должна быть ни выпяченной впе­ред, ни убранной вовнутрь. Пустотность груди обеспечивает поступление жизненной энергии в бедра.

Голова должна стоять прямо и как бы не иметь веса. Это обеспечивает свободную цирку­ляцию ци в верхней части тела.

Локти должны быть обращены вниз - в таком случае жизненная энергия сможет достичь ладоней.

К этому можно добавить еще несколько полезных рекомендаций.

Почаще растягивать ахилловы сухожилия, так как жизненная энергия в организме дей­ствует через них. Китайская поговорка гласит:. «Побольше растянешься - подольше прожи-вешь».

Полезно вытягивать руки вниз или в сторо­ны, одновременно концентрируя внимание на точке лаогун (в центре ладоней); при этом руки, вытягиваясь, должны вращаться вокруг своей оси.

Полезно сжимать кулаки, а потом быстро их разжимать; выполнять круговые вращения ступней ног и головы.

Китайская гимнастика: логика течения жизни

Существеннейшая особенность китайской традиции гимнастических упражнений, резко отличавшая ее от европейских гимнастических комплексов, заключалась в том, что эта тради­ция была нацелена не просто на улучшение фи­зических кондиций человека и, тем более, не на одностороннее наращивание мускульной силы, а на обеспечение свободной циркуляции жизненной энергии в организме и, как след­ствие, максимально полное раскрытие его свойств и способностей. Другими словами, ки­тайская гимнастика носит системно-соматичес­кий характер и предполагает теснейшую связь между физическими и духовными качествами человеческого существования. Ее комплексы всегда организованы так, что следующее дви­жение как бы восполняет предыдущее, подчи­няясь логике самого течения жизни: за растя­жением следует сжатие, за вращением налево -поворот направо, за наклоном - распрямление и т. д. В сущности, эти комплексы призваны развивать не отдельные мышцы, а целые функ­циональные системы организма, в совокупнос­ти дополняющие друг друга.

Древнейшие гимнастические комплексы имели вид подражания повадкам различных животных и птиц, то есть воспроизводили не механические движения, а определенные био­логические рефлексы. Другая их примечатель­ная особенность — в том, что они увеличивают эластичность мышц и сухожилий, что облегча­ет циркуляцию ци в организме. Первый классический комплекс китайской гимнастики «Игры пяти зверей» был составлен знаменитым врачом Хуа То во II веке. В него входили упражнения, имитирующие дви­жения тигра, оленя, медведя, обезьяны и пти­цы. Согласно авторским наставлениям, в занятиях гимнастикой должны участвовать все части тела, но без переутомления. Комплекс Хуа То, не претерпевший больших изменений, популярен в Китае и сегодня.

Дыхание как метод оздоровления

О дыхании в китайской гимнастике можно сказать только одно: оно имеет особое значе­ние. Методики оздоровительного дыхания в Китае уходят в глубокую древность. Сохрани­лась надпись VI века до н.э., в которой содер­жатся советы о правильном дыхании. По ки­тайским представлениям, оздоровительное ды­хание должно быть «плавным, легким, медлен­ным и глубоким». Вдыхать следует через нос, стараясь делать это как можно медленнее и без усилия, вдыхаемый же воздух должен прони­кать через диафрагму в нижнюю часть живота. Выдыхаемый воздух должен выходить медлен­но и незаметно, чтобы «не пошевелилось пе­рышко, подвешенное перед ртом».

Однако из практических рекомендаций, ка­сающихся дыхания, следует, что не надо слиш­ком много заботиться о том, правильно ли вы дышите, иначе не вы будете владеть своим ды­ханием, а оно - вами. Главное, чтобы дыхание было непринужденным и ровным, что являет­ся первейшим условием душевного покоя.

Китайская наука о здоровой жизни, поро­див сложнейшие системы духовного и физичес­кого совершенствования, в конце концов при­шла к простой истине, провозглашенной еще в древности: настоящая радость жизни доступна только нравственно чистым людям. И наоборот: развращенным душам никакие оздоровительные упражнения впрок не пойдут.

yandex rambler     www.narod.ruwww.narod.ru ЦЕНТР ВОСТОЧНЫХ ПРАКТИК

Foto.ru