Центр Восточных практик Буши До ЦЕНТР ВОСТОЧНЫХ ПРАКТИК "БУШИ ДО"
Москва

Наши друзья

Федерация каратэ УР

FKUR

Измерительные приборы

Шутов и К.
Сотовый поликарбонат

Эниостиль

Рабочая обувь

Китайский пейзаж


INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!

История каратэ.

Мотобу Чоки   Деятельность Гичина Фунакоши

История Каратэ берет начало в XIV веке на острове Окинава, наиболее крупном из островов архипелага Рюкю. Это длинная и сложная история, полная противоречий и неясностей. Чего стоит одни названия боевого искусства окинавцев: "Тэ", "Окияава-тэ"у "То-тэ", "Лара-тэ", "Кэнпо", "Кэнпо-дэюцу", "Кэнтю-Каратэ", "Каратэ-дзюцу", "Каратэ-до"... В отличие от Дзюдо и Айкидо, Каратэ явилось творением не одного человека, а многих поколений: учителей и учеников. Поэтому существующее в нем разнообразие школ и стилей не случайно. Так было, по существу, всегда.

Иероглиф "тэ", как уже сказано, означает "рука". Иероглиф "то" по-китайски читается "тан". Имеется в виду династия, правившая в Китае с 618 по 917 годы. Следовательно, термин "То-тэ" переводится как "Танская рука". Наконец, иероглиф "кара" (старый, потому что есть еще и новый, читающийся тоже "кара", но обозначающий "пустоту") использовался в прошлом в смысле "континент", то есть "Китай", "страна на материке". В этом отношении значения терминов "То-тэ" и "Каратэ" совпадают.

Но фактически, все три названия обозначали разные школы: чисто окинавского происхождения (тэ), китайского (то-тэ), окинаво-китайского (окинава-тэ). И только в первой половине XIX века всё объединились в понятиях "Каратэ" или "Кэнпо" (закон кулака).

В XX веке Каратэ Окинавы стало распространяться за пределы архипелага в двух основных направлениях: на Восток, через Гавайские острова в США, и на север, в Японию. В Японии приобрели популярность две основные разновидности Каратэ. Первое из них можно назвать "направлением Мотобу Чоки" (подлинное, традиционное, боевое, делающее акцент на эффективность в реальном бою). Второе - "направлением Фунакоси Гичина" (модернистское, приспособленное к официальным требованиям, т.е. с акцентом на ритуал, эстетическую выразительность, воспитательное значение).

Окинава (что означает "веревка, извивающаяся в море") имеет площадь около 1,2 тыс. кв. км, причем длина острова примерно 100 км, а ширина в самом узком месте всего-навсего 8 км. Весь же архипелаг состоит примерно из 70 клочков суши, площадь которых (без Окинавы) составляет 1,3 тыс. кв. км.

Население архипелага представляет результат смешения трех миграционных потоков: с севера - предков нынешних японцев (этот поток прекратился в 3-м веке н.э.), с юга - племен малайско-полинезийской группы, с запада - древних китайцев. Как бы там ни было, традиционные формы ведения домашнего хозяйства, сельского труда и рыболовства (главных занятий окинавцев), религия с ее культом предков и ритуалом погребения - все это имеет явно китайское происхождение.

Исторические документы свидетельствуют о том, что начиная с 605 года окинавские общины платили дань китайскому императору, а с 698 года еще и японскому. Во время войны в Японии между кланами Тайра и Минамото, в 1165 году, князь Минамото-но Тамэтомо обосновался на Окинаве вместе с остатками своей разбитой дружины. Он женился на дочери одного из местных вождей, а их сын в 1187 году стал первым королем архипелага под именем Сюнтэн (или Сонтон). В свою очередь, трое сыновей Сюнтэна разделили после его смерти Окинаву на 3 независимых княжества, каждое из которых платило дань как Японии, так и Китаю.

В 1391 году в деревне Кумэ, неподалеку от города Наха, обосновалась колония китайских эмигрантов из провинции Фуцзянь ("36 семей"), многие члены которой были знатоками цюань-фа. Их потомки оказали значительное влияние на возникший позже стиль рукопашного боя "наха-тэ".

В период между 1422 и 1429 годами все три княжества снова объединились в одно королевство под властью Сё Хаси (правил в 1421-1439 гг.), основателя династии Сё. Он проводил политику "открытых дверей", благодаря которой Окинава стала одним из важных центров международного судоходства и торговли. В результате постоянного присутствия иностранцев, окинавцы смогли познакомиться с различными школами боевых искусств Японии, Китая, Филиппин, Малайзии, Индонезии.

В годы правления короля Сё Сина (1477- 1526) было проведено разоружение населения архипелага. Таким способом король хотел покончить с вооруженными столкновениями между враждующими кланами островитян, а также устранить возможность народных восстаний. Эту задачу он решил, но возникла другая проблема: население оказалось беззащитным перед террором пиратов ("вако") и местных разбойничьих шаек. Естественной реакцией жителей королевства стал рост интереса к методам рукопашного боя без оружия.

Так родились два направления. Первое называлось "тэ", его практиковали местные аристократы и городские жители. Второе поначалу никак не называлось, и лишь позже получило наименование "Кобудо". Его практиковали крестьяне и рыбаки. Соответственно, в первом варианте акцент делался на бой голыми руками, во втором - на использование в качестве оружия различных орудий труда (весел, багров, мотыг, цепов, гарпунов, вил, лопат, серпов и т.д.). Но в том и в другом случае тренировки проводились тайно от королевских чиновников, в уединенных местах, чаще всего с наступлением темноты.

В 1609 году японский князь Симадзу Иэяса из клана Сацума высадился на Окинаве с 3-х тысячным войском. Небольшая окинавская армия была разбита, а собрать ополчение не удалось, ведь "настоящего" оружия ни у кого из подданных короля не имелось. Королевство оказалось во власти оккупантов. В 1611 году по приказу Симадзу окинавский король вынужден был издать знаменитые "15 указов", установившие грабительские налоги, запретившие торговлю с иностранцами, обладание любым "железным" оружием, а также военные упражнения. Дело дошло до того, что в течение нескольких десятилетий в каждой деревне разрешалось иметь всего один большой нож для разделки рыбы и животных, привязанный веревкой к столбу на площади в центре села!

Ответом окинавцев на издевательства и поборы оккупантов явилось движение сопротивления. До массового восстания дело не дошло, но столкновения с наиболее оголтелыми самураями были не редкостью. Поскольку окинавцы не имели ни копий, ни мечей, ни топоров, ни луков со стрелами, постольку вооруженным до зубов японским воинам они противопоставили свое умение сражаться голыми руками или с хозяйственными инструментами вместо "настоящего" оружия.

В течение XVII-XVIII веков стили "тэ" и "Ко-будо" слились с известными на островах архипелага фрагментами китайских систем боя (то-тэ) и так родилось новое искусство, известное под названиями "Окинава-тэ" (рука Окинавы) и "Каратэ" (китайская рука). В начале XIX века школы этого боевого искусства практиковали члены тайных антияпонских обществ трех главных городов Окинавы. По их названиям варианты Оокинава-тэ, или Карате, получили известность как Наха-тэ, Сюри-тэ и Томари-тэ.

С 1871 года Япония начала вводить на Окинаве свое законодательство и систему образования, а также заменять чиновников местного управления на японцев. Это встретило ожесточенное сопротивление местных жителей. Начался новый период беспорядков, бунтов и убийств, заметную роль в которых сыграли члены тайных обществ. Тогда японцы в 1879 году увезли последнего окинавского короля (Сё Тая) заложником в Токио, а само королевство превратили из автономного государства, находившегося в вассальной зависимости от метрополии, в 47-ю префектуру империи. Кроме того, благодаря буржуазным реформам 1872 года самураи лишились всех своих привилегий и были уравнены в правах с другими сословиями. В результате всех этих мер столкновения между окинавцами и самураями прекратились. Однако тайные общества остались, и члены их продолжали упорно заниматься Каратеэи Кобудо. В них окинавцы теперь видели источник, дающий силу национальному духу. Общепринято разделение старинных окинавских школ рукопашного боя на две основные группы: "Сёрин-рю" (включающее в себя стили Сюри-тэ и Томари-тэ) и "Сёрэй-рю" (стиль Наха-тэ).

- "Фунакоси Гичин полагал, что характеристики двух главных направлений окинавского Каратэ связаны с различиями в телосложении тех, кто их практиковал. Так, Сёрин-рю, отличавшийся быстротой движений и маневренностью, давал определенные преимущества низкорослым худощавым бойцам, а Сёрэй-рю более подходил высоким массивным людям" {Нагаминэ Сёсин, "Сущность Окинавского Каратэ-до"); - "Исследуя ката, можно в целом подразделить их на две категории. Одни делают упор на развитие мускулатуры, физической силы. Другие на легкость и быстроту движений. Наши учителя относили первые к Сёрэй-рю, вторые к Сёрин-рю" (Фунакоси Гичин, "Каратэ-до нюмон").

Иначе говоря, термин "Сёрин-рю" относится к прямолинейной, размашистой, "длинной", скоростной технике, напоминающей северные школы Китая (Шаолинь-цюань из провинции Хэнань). Термин "Сёрэй-рю" - к круговой, малоамплитудной, "короткой", силовой технике, типичной для китайского юга (Шаолинь-цюань из провинции Фуцзянь). Та же идея выражена в понятиях "Дзю-но-Кэнпо" (мягкое Кэнпо) и "Го-но-Кэнпо (жесткое Кэнпо). Вообще говоря, термины "Сёрин" и "Сёрэй" могут использоваться в разных значениях. Когда китайский стиль "Шаолинь-цюань" (Кулак Молодого Леса, по названию монастыря) стал известен на Окинаве, тогда термин "Сё-рин" явился окинавским произношением китайского слова "Шао-линь", а название "Сёрин-рю" обозначало "Школа Молодого Леса". Но есть и другой иероглиф, который тоже читается как "сё", но обозначает не "молодой", а "сосна" (по-другому он читается "мацу"). Именно его употребляет Итосу Ясуцунэ в названии своей школы. Его "Сёрин-рю" обозначает "Школу соснового леса".

Что же касается термина "Сёрэй", то он представлял местный вариант чтения все тех же иероглифов "шаолинь" и обозначал "молодой лес" на диалекте района Наха. Только и всего. Термин "кэн-по" представляет собой окинавское прочтение китайских иероглифов "цюань-фа" (метод, или закон кулака). Очень давно, в XV веке, первые школы китайского ушу, получившие известность на Окинаве, называли во всей их совокупности именно этим словом "Кэнпо".

В XIX веке (до 1900 года) данный термин стали употреблять преимущественно для обозначения окинавских стилей рукопашного боя, параллельно с термином "Каратэ". Например, "Мотобу-рю кэн-по-Каратэ". В наши дни этот термин используют в качестве общего названия целого комплекса боевых искусств, в основе которых лежат окинавские стили, подвергшиеся, однако, гавайским, филиппинским, индонезийским влияниям.

Самую первую попытку познакомить японцев с Каратэ предпринял окинавский мастер Азато Анко, совершивший в 1886 году поездку по Японии. Несмотря на то, что ему было уже 59 лет, он победил многих мастеров традиционных воинских искусств, включая Сакудзиро Ёкояма, сильнейшего дзюдоиста Кодокана после Сайго Сиро. Но блестящий успех Азато не вызвал никакого интереса у широкой общественности. В те годы японцы быстрыми темпами осваивали технические и культурные достижения европейской цивилизации, в связи с чем отечественные боевые искусства очень и очень многим казались ненужным хламом... Вторую попытку предпринял окинавский врач Читосэ Цуёси (1889-1984) в 1915 году. Читосэ был учеником Кяна Чотоку, а в 1946 году он основал свой собственный стиль Чито-рю. Но в годы первой мировой войны его попытка тоже прошла незамеченной. Третья попытка связана с именем Фунакоси Гичина, выступившего в 1917 году с демонстрацией техники Каратэ в штаб-квартире Бутоку-кай (японского союза мастеров боевых искусств) в Киото.

Но подлинное распространение Каратэ в Японии началось только в 1921 году, когда в Осака прибыл окинавский мастер Мотобу Чоки. Как утверждает "отец европейского Каратэ" Анри Пле, "без него (Мотобу) Каратэ никогда не получило бы признания в Японии, где наставники боевых искусств относились к окинавскому "то-тэ" с глубоким пренебрежением. Учитель Фунакоси, который не являлся бойцом, полностью провалился со своей миссией в 1917 году. Заключение японских экспертов было тогда единодушным: Каратэ, или окинава-тэ не боевое искусство (дзюцу), а разновидность фольклорного танца".

Деятельность Мотобу Чоки

Мастер Мотобу Чоки (1871-1944) стал первым окинавцем, доказавшим японцам в многочисленных поединках с мастерами Дзю-дзюцу, что "тэ" Окинавы может спорить с ними на равных. Пресса рассказала о его подвигах всей стране, благодаря чему у него появилось много учеников и подражателей.

Мотобу происходил из семьи, известной своими мастерами боевого искусства. Семейный стиль назывался "Го-тэн-тэ", или "Мотобу-тэ" и брал начало от Мотобу Чохэ (позже свой стиль Чоки стал называть "Мотобу-Ха-Косё-рю-Кэнпо-кара-тэ"). В конце XIX века патриархом Го-тэн-тэ был Мотобу Чомура, обучивший троих сыновей: Чою (умер в 1926 году), Чодзюна и Чоки. Мотобу Чою, как старший из сыновей, стал официальным преемником стиля и полноправным наследником отца. Позже он передал право на преподавание семейного искусства "чужаку" - Уэхара Сэйки-чи (родился в 1903 году), так как Чоки уехал жить в Японию. Еще позже, в 1949 году, Уэхара создал свой собственный стиль и назвал его "Мотобу-рю"!

Мотобу Чоки изучал, помимо Го-тэн-тэ, несколько стилей направления Сёрин-рю. Его учителями были Мацумура Сокон, Мацу мура Коса-ку, Итосу Ясуцунэ. Однако самое большое влияние на его формирование оказала "школа улицы". Наделенный огромной физической силой и агрессивный, Мотобу очень быстро стал одним из самых известных бойцов Окинавы. Стиль Мотобу Чоки отличался естественными позициями, более высокими стойками, чем в других окинавских стилях, вольной интерпретацией понятия "хикитэ" и явным стремлением к бою на ближней дистанции. Он также настаивал на необходимости атаковать и защищать центральную линию тела. В этом стиле жесткие яростные атаки сочетались с мягкими отводящими блоками и грациозными перемещениями. Впрочем, блоки иногда были такими, что ломали руки противникам. А за свои непредсказуемые движения Чоки получил прозвище "обезьяна". Что касается практики "кумитэ", то стиль Мотобу Чоки был жестко контактным и ставил своей целью нокаут. Отсюда еще одно прозвище Чоки - "тэйдзикун" (приблизительный перевод с окинавского звучит как "убивающий кулак").

Одним из любимых приемов Мотобу был "кэйко-кэн-учи", посредством которого он ломал доску любой макивары. В этой связи любопытно привести мнение одного из его учеников, мастера На-гаминэ Сёсина: "Ни один каратист в истории Окинавы не мог сравниться с Мотобу в разрушительной силе кэйкокэн!" В практике ката Чоки отдавал предпочтение Найханчи в различных вариантах ее применения. Итак, приехав в Осака в 1921 году, Мотобу начал пропаганду своего искусства через показательные выступления и поединки со всеми желающими. На следующий год он попросил Фунакоси приехать к нему на помощь. Дело в том, что Мотобу плохо знал японский язык, тогда как Фунакоси в совершенстве говорил, читал и писал по-японски. Фунакоси очень ловко использовал официальное приглашение Мотобу для того, чтобы выступить в Кодокане, в Токио. Содержание этого выступления походило на демонстрацию 1917 года. Поэтому Кано Дзигоро был очень удивлен 5 лет спустя, когда посетил Окинаву и увидел там совсем другое Каратэ, нежели то, что показывал Фунакоси.

К 1925 году репутация Мотобу как бойца прочно установилась по всей Японии. Нелишне отметить, что ему было в это время уже 54 года! В 1926 году была издана его книга "Окинава-Кэнпо-кара-тэ-дзюцу". В 1927 году он переехал в Токио, где между ним и Фунакоси возникли серьезные разногласия. В нескольких поединках, а также в различных ситуациях Мотобу убедительно доказал свое полное превосходство над Фунакоси. Эти эпизоды из жизни последнего потом всеми силами замалчивались...

Мотобу никогда не склонен был к компромиссам. Все 15-летнее пребывание в Японии он гордился своим искусством и своим происхождением. Каратэ он повсюду старался показывать в самом что ни на есть традиционном духе - как искусство жестокого рукопашного боя. Поэтому главные упреки, которые он адресовал Фунакоси, заключались в том, что тот, во-первых, стремился превратить боевое искусство в военизированную гимнастику, и, во-вторых, эту гимнастику сотворить на японский манер, по образу и подобию Дзюдо и Кэн-до.

Когда Мотобу в 1936 году вернулся на Окинаву, Фунакоси немедленно изменил иероглифы термина "Каратэ" с тех, что означали "рука континента" на другие - "пустая рука", и в своей маленькой ассоциации приступил вместе с сыном Ёситакой к последовательной ликвидации старинного Кэнпо-дзюцу Окинавы.

Ученики мастера.

Kак в Японии, так и на Окинаве, Мотобу имел массу учеников. Назовем самых известных: Канэсима Синэй (прославленный мастер Исиминэ-рю); Канэсима Синсукэ (создатель Тодзан-рю); Кониси Ясухиро (создатель Синдо-Сидзэн-рю); Мацуяма Синсукэ (создатель Кэнпокан-рю); Митосэ Масаёси, или Джеймс (создатель Косё-Сёрэй-рю Кэнпо-Каратэ); Нагаминэ Сёсин (создатель Мацубаяси-рю); Накамура Си-гэру (создатель Окинава-Кэнпо-Каратэ); Оцука Хиронори (создатель Вадо-рю); Симабуку Тацуо (создатель Иссин-рю); Роберт Трайэс (первый пропагандист Каратэ в США), Уэсима Сансукэ (один из создателей Кусинрю) и многие другие, не ставшие основателями собственных школ... Среди них самыми верными последователями Мотобу явились Накамура Сигэру и Мацуяма Синсукэ. Кроме того, жизнь и взгляды на боевые искусства мастера Чоки послужили источником вдохновения для Оямы Масутацу, создателя стиля Кёкусин-рю. Деятельность Фунакоси Гичина

Мастер Фунакоси (1869-1957) в 15 лет начал изучать стиль Сюри-тэ. Его учителем сначала был сын Азато Анко, а потом и сам патриарх. Спустя 6 лет (в 1890 году) он поступил в обучение к Итосу Ясу-цунэ.

С 19 лет Фунакоси работал учителем начальной школы. Кроме окинавского и японского языков он хорошо владел еще и китайским. Это был воспитанный, утонченный, вежливый человек, увлекавшийся поэзией (его литературный псевдоним "Сёто" означал "Сосны и волны"), философией и каллиграфией.

Приехав в Японию в 1922 году чтобы помогать Мотобу Чоки, Фунакоси остался здесь навсегда. Свои усилия он направил на создание клубов Карате в университетах. Однако он сам, а также то искусство, которое он пропагандировал, пользовались значительно меньшей популярностью по сравнению с "Мотобу-Кэнпо". Его время пришло после возвращения соперника на Окинаву в 1936 году.

В том же году Фунакоси создал свою собственную организацию (Сёто-кай), открыл собственное додзё (Сёто-кан), издал свою книгу "Каратэ-до кёхан", в которой изменил название окинавского боевого искусства. Вместо иероглифа "китайский" (кара) он употребил иероглиф "пустой" (читающийся тоже "кара") и добавил слово "до" (путь). Так вместо "танской", "китайской" или "окинав-ской руки" появился "путь пустой руки". Одновременно Фунакоси объявил о создании стиля Сётокан-рю (Школа клуба "Сосны и Волны").

В 1949 году ассоциация Сёто-кай была преобразована в общенациональную организацию - Японскую ассоциацию Каратэ (ЯАК). Ее почетным президентом стал 80-летний Фунакоси, а исполнительным директором Обата Исао (в 1955 году их сменили Накаяма Масатоси и Нисияма Хидэтака). Своей целью руководители ЯАК, где одну из первых ролей играл сын Фунакоси Гичина по имени Ёситака, поставили создание нового Каратэ. Им требовалось "свое" Каратэ, основанное на новых традициях, новой технике, новых методах тренинга. Старые ката были изменены. Но самое главное изобретение "авторитетов" из ЯАК, это такие поединки, в которых запрещен реальный удар. Отныне его надо было лишь "обозначать", но ни в коем случае не доводить дело до жесткого контакта. Было с умным видом заявлено, что умение вести поединок по таким правилам является свидетельством высшего мастерства - мастерства самоконтроля!

На самом же деле, независимо от того, какими намерениями вдохновлялись авторы данного новшества (а стремились они к обузданию человеческой агрессивности), "их" Каратэ очень быстро выродилось в гимнастику. Впрочем, Каратэ Фунакоси было ею с самого начала, достаточно вспомнить ту оценку, которую дали ему эксперты Буто-ку-кай в 1917 году - "танцор"! Ояма Масутацу выразился по этому поводу не менее резко: "Фунакоси не был способен научить ничему, кроме гимнастики". Мнение Оямы особенно значимо потому, что он 2 года (в 1938-40) тренировался под руководством Фунакоси Гичина и Ёситаки. В 1957 году, через несколько месяцев после смерти Фунакоси Гичина, ЯАК организовала первый чемпионат по своим странным правилам, победителем которого стал Канадзава Хироказу. В этом чемпионате участвовали только члены ЯАК, в основном из Токио и его окрестностей. Стоит отметить, что десятью годами раньше был проведен Всеяпонский чемпионат Карате, открытый для представителей всех стилей и школ. Победа там присуждалась за нокаут или явное превосходство над противником, а не за умение лучше соперника останавливать свою руку либо ногу в нескольких миллиметрах от цели. Чемпионом тогда стал Ояма Масутацу, боец, которым вполне мог бы гордиться Мотобу Чоки!

Пионеры континентальных штатов

Одним из первых попытался пропагандировать Каратэ в США окинавский мастер Ябэ Норимичи, который в 1920 году провел несколько эффектных показательных выступлений в городах западного побережья. Однако тогда это не имело никаких последствий, зрители восприняли его демонстрацию как экзотическое шоу. Поэтому истинным первопроходцем американского Каратэ следует называть Роберта Трайеса (1922-1990), ученика Мотобу Чоки. В 1946 году он основал в штате Аризона первое додзё Каратэ. Всего два года спустя Трайес создал всеамериканскую организацию - Ассоциацию Каратэ Соединенных Штатов. В .1963 году этот неутомимый человек устроил в Чикаго Всемирный турнир Каратэ (по существу, первый неофициальный чемпионат мира) с участием нескольких команд из США, Японии и стран Юго-Восточной Азии.

В 1952-54 годах мастер Ояма Масутацу, будущий создатель Каратэ Кёкусин, предпринял турне по Америке. По воспоминаниям очевидцев, успех его выступлений был грандиозным: "Ояма воплотил в своем облике образ восточного супермена... Он представил ошеломленной публике Каратэ как мистическое искусство, наделяющее своих приверженцев способностью побеждать толпу противников и разламывать неодушевленные предметы" . За два года турне Ояма около 50 раз сражался с быками, одержал десятки побед над профессиональными боксерами и борцами, разбил несчетное множество досок, черепиц и кирпичей.

Каратэ - это боевое искусство, рационально использующее- все, что доступно человеческому телу в целях самозащиты. В современных стилях преобладают удары и блоки. В традиционных наряду с ними широко представлены захваты, вывихи, броски, удушения, толчки, подножки, подсечки. Бросково-болевая техника "старого" Каратэ во многом аналогична технике Айки-дзюцу и Дзю-дзюцу.

Традиционное Каратэ должно было обеспечить максимальную эффективность на всех дистанциях: дальней (расстояние удара стопой), средней (расстояние удара кулаком), ближней (дистанция захвата за корпус) и в любой ситуации: стоя, на коленях, сидя, лицом к лицу, сбоку, при нападении сзади, с оружием, без оружия, с одним противником, с несколькими и т.д.

Правильное использование техники Каратэ требует соблюдения ряда принципов, таких как "ки-мэ" (соединение силы тела с силой духа), "хара" (соединение внутренней энергии с силой мышц бедер, живота и поясницы), "дачи" (правильной позиции), а также целого ряда других. Все они постигаются длительной упорной практикой "ката", формальных комплексов, в которых зашифрована вся техника и, что гораздо важнее, вся "идеология" традиционных школ. В традиционном Каратэ Окинавы ката и кумитэ (вольный бой) были сбалансированы. Одно предполагало другое. В современном Каратэ произошел явный сдвиг в сторону ката. Если трактовать Каратэ как искусство самозащиты (чем оно и являлось по крайней мере 500 лет), то одной только практикой ката его не постичь.

информация с Всеволжского сайта.