Bushi Do 

Московская Академия Типологии «Эниостиль»

Тамары и Анатолия Панченко

8 (495) 542-34-29

Москва

 

  каратэ:

техника

программа

история

учителя

фото

новости

 

на главную

  восточная гимнастика:

значение

дыхание

медитация

упражнения

         

Адрес

Стресс

Психология

 

         

 

Москва

542-34-29

ГЛАВА 1

О духовной практике, или четыре кита эниостиля.

АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

Официальный сайт Эниостиля находится по адресу www.eniostyle.com

Человек, распаливший на полянке охапку хвороста, какое-то время может наблюдать удивительные превращения. Алые языки пламени постепенно пожирают сухие сучья. Дерево чернеет и, сгорая, создает большой безумствующий огонь. Вокруг становится тепло и светло. И пока в костре есть дрова, горит весёлый огонь - они не могут существовать друг без друга,   энергия и материя. Но здесь влавствует ещё один маг - время. Дрова сгорают, и каждая секунда ставит на них свой маленький крест. Угасающий костёр распространяет свой свет и тепло теперь уже на значительно меньшее расстояние. И это ещё один соратник трёх стихий - пространство. Вне его они не существуют. Но среди всех четырёх нет главного. Это равноценная самодостаточная система взаимозависимых элементов. И каждый элемент оди­наково важен для существования системы, в которой и происходят ЭТИ удивительные превращения: материя переходит в энергию, время и пространство и наоборот. Пространство невозможно без материи, энергия вне времени и наоборот. В этом - всё сущее. И человек.

Ведь человек - существо материальное. Он состоит, наверное, из всех известных и неизвестных веществ, которые существуют во вселенной. Кроме того, человек состоит из энергии. Он излучает сумму всех известных и неизвестных энергий. Человек живёт во времени и пространстве - это ос­новные характеристики бытия. И всё, из чего состоит человек абсолютно идентично тому, из чего состоит вселенная. Скорее всего, нет ничего такого там, чего нет в человеке.

Итак, информационное пространство состоит из четырёх аспектов:

Материя

Энергия

Время

Пространство

И каждый из нас обменивается с окружающим миром материей и энергией, живёт во времени и пространстве.

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СТРОЕНИЕ  ТИПА

   А теперь несколько слов об акцептных характеристиках, о нашем восприятии.

   Каждый из нас воспринимает материю, ведь мы видим предметы материального мира: стул, стол, человека... Каждый из нас воспринимает энергию: тепло, холод, симпатию, антипатию - это энергетические отноше­ния. Каждый из нас воспринимает время и пространство.

   То есть можно метафорически сказать, что у нас есть четыре антенны -мы не знаем, где они находятся: на голове, на спине, на пятке... Но эти антенны разные по величине. Одна -самая большая, самая мощная - воспринимает всё и вся. Это наша программная антенна. Она определяет функцию нашего интеллекта, нашего ума. У одного ум - это время, у второго - материя, у третьего - пространство, у четвёртого - энергия. Это самая главная антенна, определяющая наше мировоззрение.

   Вторая антенна поменьше и послабее. Она не настолько совершенна в адекватном восприятии мира и не улавливает всю информацию, которая идёт. А что мы делаем, когда у нас не хватает информации, когда мы не способны воспринимать всё? Сочиняем, фантазируем, заполняя недостающее, делаем то, что называется творчеством. Ведь по первой функции нам ясно всё. Что же тут творить? Есть такая очень изящная метафора, она принадлежит Г. Шульману: по первой функции (антенне) рыба плавает, птица летает. Рыба знает, как она плавает? Нет. Птица знает, как она летает? Нет. Летает да и летает. А вот по второй функции человек плавает и летает. Может ли чело­век летать? Может... На самолёте. Человек выдумывает что-то, творит. Иначе он летать не сможет.

   Получается, кто-то из нас творит в мире материальном, кто-то в энергетическом мире, кто-то во времени, а кто-то в пространстве.

   Третья антенна самая забавная. Она не сильная, но легко возбудимая и принимает всё с огромными искажениями и помехами. Как старинный приёмник. Вы наверняка замечали, что если поставить пластинку на старый проигрыватель, она отлично играет. Ставим эту же пластинку на проигры­ватель высшего класса - шипит так, что музыки не слышно. А на старом -отлично. И только специалисты говорят, что старый - высокие и низкие час­тоты «срезает», а новый шипит потому, что все повреждения пластинки вы­сококлассный аппарат воспроизводит в полном объёме.

   И наша третья антенна, как старый проигрыватель, отсекает очень много информации, не замечает тонкостей. А нам кажется, что уж тут-то мы сильны, умны, а на самом деле видим лишь чёрное и белое, а полутонов не заме­чаем.

   И, наконец, четвёртая антенна. Самая маленькая, самая хрупкая, часто ломающаяся. Наиболее чувствительная. Ещё её называют местом наимень­шего сопротивления. Если её задевают - очень больно, а ответить мы не можем.

   Итак, у нас четыре антенны. Мы воспринимаем время и пространство, энергию и материю. Но всё по-разному. И в различных аспектах информа­ционного пространства мы по-разному ориентируемся. Каждый из нас бо­лее или менее хорошо ориентируется в одном, творчески в другом, смешно в третьем и болезненно слаб в четвёртом. Размером тех или иных антенн определяется характер нашего обмена с окружающей средой. Соотношение антенн определяет и строение нашего тела, и структуру нашей души. Соот­ношение антенн определяет наш менталитет. И, наконец, соотношение ан­тенн определяет эмоциональные и поведенческие стереотипы нашей жизни.

ЧЕТЫРЕ ВИДА ДУХОВНОЙ ПРАКТИКИ

Все, чем занимается человек в этом мире - его духовная практика. И не играет никакой роли, знает он об этом или нет. Всё на земле и за её предела­ми, что только делает человек -это духовная практика. Что же это? Итак, есть тело, или «я» и есть Космос, или его ещё называют Бог, или психоэнер­гетическое поле планеты, или психоинформационное поле, или Ноосфера, или Абсолют и т.д. И каждый из нас занимается в течение своей жизни од­ним делом - он строит «мост» между собой, своим телом, своим «я» и тем, что называется Бог, Дух, Абсолют... Этот самый «мостик» и называется душа. И все мы занимаемся духовной практикой, то есть строим «мостик». Каждо­му из нас это нужно, чтобы понять кто он, что он, зачем он. И каждый строит «мостик» из того материала, в котором он разбирается. Прекрасно воспринимающий время, строит «мостик» во времени. Использует временные категории. Тот, кто лучше воспринимает материю, строит свой материаль­ный «мостик». Воспринимающий пространство располагает свой «мост» в пространстве, а «мост» воспринимающего энергию состоит из энергии. И другого они строить не могут. Строить можно только из того, что есть в достаточном количестве.

Итак, «мостик» то мы строим, но надо же как-то объяснить это людям и самому себе. Но как объяснить?

Один из признаков, отличающих нас от животных, состоит в том, что нам очень важно понимать и объяснять себе, что с нами происходит. Объяснять себе, что мы делаем, кто мы такие, что такое жизнь. Есть у нас такая величайшая страсть к объяснениям. И есть единственный способ что-либо объяснить - это метафора. А метафора - это объяснение чего-то непонятного с помощью непонятных слов, о значении которых договорились. Что такое песок? Мы договорились, что если жёлтый, мелкий, твёрдый значит, песок. Договорились,что такое красный песок. Позже обозначили, что если длина волны такая-то, то это красный, а если такая-то, то это жёлтый цвет. А ребёнок понятия не имеет, где красный, где жёлтый - не договорился ещё.

Поэтому, для объяснения чего бы то ни было, мы используем метафоры. И тут нужно отметить, что каждый из нас использует для объяснения всего и вся и живёт в мире строго специфических метафор. Те, кто строит мостик между собой и космосом во времени, называются Магами. Они исповеду­ют мистическую метафору, метафору магии. Тех же, кто строит мост в объ­ективно-материальном мире, называют Учёными , или людьми, которые исповедуют научную, или сайенс-метафору. И это не обязательно академик, он может быть дворником, слесарем и воспринимать мир через метафору науки. Строящие свою душу пространственными категориями исповедуют религиозную метафору, метафору веры. А строители энергетического мостика - люди, которые живут в арт-метафоре, метафоре искусства.

      Материя                 Наука                 S

     Энергия                 Искусство          А

     Время                     Магия                М

    Пространство    Религия            R

И нужно запомнить одну очень важную вещь: ни одна из этих мета­фор не описывает весь мир. Каждая только на 25%. И в описании мира все метафоры равноценны. Ни одна метафора не есть истина более чем на четверть. И тут нужно признать печальный факт: жить и развиваться в нашем мире могут только люди, работающие в научной метафоре. Потому что научная метафора - это метафора объективного мира, метафора доказательств и логики причинно-следственных связей. Если явление существует, оно должно статистически подтверждаться, воспроизводиться и повторяться. Б вытекает из А, В вытекает из Б. Всё, что не укладывается в логику науки, считается неправильным. А школьное и высшее образование построено на метафоре науки. Прогресс - это то, что толкает науку вперёд. И наука пока занимает важнейшую ступень в критериях развития общества.

То же самое происходит и в других метафорах. Всё, что описано не в арт-метафоре, для Артиста ерунда, не правильно и не истинно. Описанное не в метафоре магии - ахинея для Мага и т.д. Несколько слов о метафорах.

 S-метафора. Основана на объективных критериях, на том, что можно потрогать, измерить, взвесить... Важный фактор -повторяемость и воспро­изводимость. Логика причины и следствия. Всё, что невозможно зарегис­трировать, считается субъективным.

А-метафора. Искусство. Основной критерий: нравится - не нравится. На всё смотрит с позиции оценки. Если приятно - правильно, не приятно - не правильно, не истинно. Умный тот, кто вызывает приятные чувства. Инфор­мация оценивается на основе эмоций и ощущений. Чувственно-эмоциональ­ная сфера наиболее развита.

М-метафора. Получение информации без органов чувств. Нет границ тела, границ времени и пространства. Люди, которые живут не здесь и не сейчас, хозяева времени. Путешественники в мечтах, фантазёры и изобрета­тели. Мистическое восприятие мира.

R-метафора. Информация о пространстве. Жесткая метафора веры. Уме­ние из огромного потока информации выделить главное. Мир воспринима­ют в основном глазами. Любой выбор требует известных волевых усилий, поэтому это люди волевые. Выбор осуществляется на основе веры (во что угодно). Доказательства не нужны.

Мы все можем работать в разных метафорах, но возможности наши за­висят от длины антенны. В каждой метафоре формируется определённый стиль поведения, тело, эмоциональные и двигательные паттерны.

О «СУМАСШЕДШИХ» И «ПОМЕШАННЫХ»

Когда мы работаем в своей метафоре и говорим в том месте, в то время и с теми людьми, которые её понимают - мы нормальные люди. Как только мы стали говорить не в том месте либо не в то время - мы «сумасшедшие». Пока я живу в магической метафоре - всё нормально, я нормальный чело­век. Как только я ухожу со своего ума и начинаю объяснять магическую метафору через научную, как авторы книг по экстрасенсорике - это чистой воды «сумасшествие». Пока экстрасенсы, энерготерапевты работают в своей М-метафоре и друг с другом - они молодцы. Но, пытаясь всё смешать и объяснить себе и людям магию с помощью другой метафоры, они становят­ся «сумасшедшими». Каждую метафору можно объяснить только в катего­риях и законах своей собственной метафоры. Никогда искусство не познать через науку и наоборот. Поэтому, когда Магу говорят:»Докажи, продемон­стрируй! «Он может смело ответить:»Парень, да ты с коня упал! Это в твоей метафоре нужны доказательства, а в моей не нужны».

Явления, явно принадлежащие к магической метафоре, такие как теле­патия, ясновидение нельзя описать в других. Тот, кто пытается это сделать - «сошёл с ума». Другой начал науку излагать в арт-метафоре:»сердце вещует» - тоже «сошёл с ума». Некоторое время назад любой, кто сказал бы «Ленин - дурак» - «сумас­шедший». Потому что тогда довлела религиозная метафора веры. Веры в Ленина, в коммунизм. Так положено, так принято в моей семье, так сказал Маркс, так считал Ленин, так учит Коммунистическая Партия. Аргументы и доводы не нужны -вера. Утверждающие, что бога нет - тоже «сумасшед­шие», потому что атеизм - самая сильная вера.

Есть ещё одна категория людей - «помешанные». Большинство из нас. «Помешанный» - это человек, который спутал несколько метафор. Для объ­яснения одного и того же пользуется теми и теми метафорами.

    Успешному педагогу, коммуникатору нужно работать в четырёх метафо­рах. Но не нужно их путать. Важно вовремя снимать кавычки. На работе в научной метафоре, если с ней же пришёл домой, понятно -«помешанный». Поэтому мы, когда ведём семинары говорим: «Сейчас будет раздел психотроники, а теперь НЛП». Но если Вы с психотроникой пришли домой и бодаете соседей рамкой, Вы - «сумасшедший». Ведь дом-то живёт в другой мета­форе. Нужно знать место. С «сумасшедшими» просто - им надо выбирать для поведения нужное место, нужное время и нужную интенсивность, а с «помешанными» сложнее. Это когда частично Учёный, а частично Маг.

    Неуспех в жизни, психические страдания, дисгармония, трудности в об­щении происходят по одной простой причине - мы либо «сумасшедшие», либо «помешанные». Поэтому задача эксперта эниолога очень проста - сделать человека не «сумасшедшим» и не «помешанным», а нормальным. «Сумасшедшему» объяснить, где и как можно себя вести, а как работать с «по­мешанными» - в следующих главах.

    И поймите, пожалуйста, правильно, что с настоящими психиатрически­ми диагнозами это не имеет ничего общего.

ЗАКОН СМЕНЯЕМОСТИ МЕТАФОР

   Когда рождается ребёнок, он воспринимает мир интуитивно. Пока не дифференцировано зрение, слух, ощущения. Его состояние вписывается в систему жизненных реалий представителя магической метафоры. Потом семья начинает его кормить по режиму. В школе на урок по звонку. Идёт обучение: как правильно, что правильно, почему. В школьном возрасте вся информация научная. Над нами давлеет S-метафора.

К концу института появляются новые проблемы: пора делать карьеру, нужно создавать и обеспечивать семью. Нарабатывается R-форма поведения. Ориентация на завоевание своего места под солнцем. И только к ста­рости приходит понимание - зачем это всё? Впрочем, всё уже достигнуто или не достигнуто, но той энергии уже нет. Так хорошо дома с внуками. По этому же циклу проходит каждый день.

Косматый каннибал просыпается с первыми лучами солнца, проникшими в пещеру. Встаёт, шарохается, ещё не пришедший в себя. Запинается об свою людоедку, выходит, радуется солнцу. Чем не Маг? Но тут даёт знать о себе желудок. Пора бы покушать. Надо думать, где взять еды. В голове появ­ляется мысль, он долго её думает. Ага, придумал! (Узнали S-метафору?) Хватает копьё или дубинку и в погоню за мамонтом. Верит, что догонит, верит, что забьёт. Есть-то ведь хочется, а так - смерть. Бежит, кричит: «У-у-у!» Загнал, забил мамонта. А потом вечерком у костерка: мясо, девчонки пятки чешут. Хорошо! Приятно! Потом спать. А на утро снова...

У каждого из нас есть всё. Но кому-то больше нравится мечтать, а кому-то подумать, напланировать, делом заняться. А другой: что тут думать - прыгать надо! А кто-то в общении, эмоциях...

Конечно, фаза жизни ставит свои отпечатки. Даже если он Артист, а за­нят деланием карьеры, он поневоле нарабатывает R-черты характера. И тут Вы можете помочь. Вы ведь знаете, что более всех успешны в этом визуалы, блеймеры, психопаты и т.д. Или есть необходимость стать успешным в твор­ческой работе, нужны идеи. Значит надо наработать черты М-метафоры. И помощь эксперта эниолога может быть бесценна.

О КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕТАФОР

Мы уже выяснили, что каждая метафора описывает мир только на четверть. Соответственно, представители каждой из метафор обладают исключительными знаниями, недоступными людям, исповедующим другие метафоры. У каждого есть свои сильные стороны. Что же они из себя представляют? Давайте посмотрим.

R.   Исповедаующие религиозную метафору великолепно умеют выделить главное и знают ответы на вопросы: что здесь главное и кто тут главный. Они созданы, чтобы понять: что-то есть! Они способны отсеять ворох вто­ростепенной информации и выделить фигуру из фона.

S.   А с помощью сайенс-метафоры мы обозначаем и классифицируем то, что выделили через R-взгляд.

Сайентисты дают название: это стол, это Федя, и анализируют: кто и что к какому виду принадлежит. Четыре ножки, крышка - значит, стол. Нос крючком, уши торчком - Федя. Задача Учёного решить, что же это такое перед ним.

А. Артисты сильны в оценке. Они всегда оценивают: хорошо ли это для меня, приятен ли этот Федя? Удобен ли этот стол?

М. А вот Маги всегда знают, откуда это. И что из этою будет. За счёт моментального прохода в прошлое и будущее. Изменения во времени - вот в чём они сильны. Поэтому, если Вы не относитесь к арт-метафоре, Вы никогда ничего не сможете правильно оценить. Если Вы не относитесь к магической метафоре. Вы никогда не сможете решить, перспективно это или нет, что с этим будет в будущем. Если Вы не относитесь к S-метафоре, Вы не опознаете, что это и к какому классу принадлежит с большой достоверностью. Ведь Учёные хорошо видят отличия. А если Вы не Верующий, Вы скорее всего пропустите главное. Не увидите нечто.

 

Официальный сайт Эниостиля находится по адресу www.eniostyle.com